Заказчики – супружеская пара, купили эту квартиру в пригороде, планируя ее использовать как дачу: огородные радости не прельщали, а иметь загородный дом им показалось слишком хлопотно. Поэтому изначально проект составлялся с учетом, что это не место для постоянного проживания семьи.

Квартира – однокомнатная студия в мансарде. Одним из условий для дизайнера было – устроить спальное место таким образом, чтобы при входе в квартиру его не было видно. На этих двух пунктах - квартира как дача и скрытая спальня, и построилась концепция дизайна интерьера.

Спальня на антресоли

Содержание статьи

  • 1 Спальня на антресоли
  • 2 От идеи к воплощению
    • 2.1 Перекрытие антресоли
    • 2.2 Про сопутствующие работы
    • 2.3 Прочие конструкции
  • 3 Отделка
    • 3.1 Полы
    • 3.2 Потолки
    • 3.3 Стены
  • 4 Про мебель и свет

До начала всех работ помещение выглядело так: (рис. 1).

Рис. 1. Помещение до начала работ

Рис. 1. Помещение до начала работ

В самой высокой точке потолок имел высоту 3800 мм. Основываясь на фотографиях строительства дома с сайта застройщика, предположили, что если снять гипрок, то можно получить общую высоту четыре с лишним, метра, а этого хватит на создание двухуровневого пространства. Учитывая особенности планировки квартиры – мансардный этаж и наклонные потолки, а также то, что в верхнем уровне должна была быть только спальня, где большую часть времени люди находятся в положении лежа, было принято решение устроить антресоли – полуэтаж, встроенный в объем двусветного помещения.

От идеи к воплощению

После демонтажа теоретические предположения об устройстве стропильной системы крыши полностью подтвердились. Стропильная система была устроена из металлических балок, стянутых ригелем. Учитывая материал стропил – металл, стропила располагались с шагом в 4,5 метра. То есть над площадью квартиры была только одна стропильная балка. И еще две проходили над стенами. На фото после демонтажа виден ригель, сделанный из двух металлических углов.

Рис. 2. Фото выступающего ригеля

Рис. 2. Фото выступающего ригеля

Для воплощения идеи устройства антресоли ригель мешал. А удалить его просто потому, что он мешает, нельзя, иначе нарушится конструкция стропильной системы. Чтобы иметь возможность устроить антресоль и не нарушить прочность крыши, решили ригель срезать, а балку стропилы подпереть металлическим столбом, который впоследствии станет опорой перекрытия антресоли.

Но легко сказать и сложно сделать. Необходимая длина металлической балки для столба оказалась больше, чем можно было без проблем поднять в квартиру, расположенную на пятом этаже. Поэтому столб был сделан составным: верхняя часть из трубы сечением 100х100 мм была приварена к балке стропилы, а нижняя (недостающий нижний участок) из приваренной арматуры. Нижнюю часть из арматуры зашили в опалубку и залили раствором (рис. 3).

Рис. 3. Составная опорная балка

Рис. 3. Составная опорная балка

Верхнюю часть стены, которой не было, потому что коньковая балка опиралась не на стену непосредственно, а на металлические опоры, которые, в свою очередь, и опирались на кирпичную стену, заложили пенобетоном.

Перекрытие антресоли

Перекрытие антресоли по проекту опирается на получившийся столб, стену и построенную позже перегородку, отделившую камин и шкаф. (рис. 4 и рис. 5).

Рис. 4. Перекрытие антресоли

Рис. 4. Перекрытие антресоли

Рис. 5. Конструкция опорного каркаса

Рис. 5. Конструкция опорного каркаса

Для опоры на стену в кирпичной стене сделали штробу шириной 150 мм, куда была вмонтирована доска, размерами 150х50 мм. К этой доске крепились деревянные балки перекрытия. Монтажную доску утопили в стену для того, чтобы усилие передавалось на всю стену, а не только на анкеры крепления доски. К металлическом столбу деревянные балки из сдвоенных досок 150х50 мм прикрепили болтами (рис. 6).

Рис. 6. К металлическом столбу деревянные балки из сдвоенных досок 150х50 мм прикрепили болтами

Рис. 6. К металлическом столбу деревянные балки из сдвоенных досок 150х50 мм прикрепили болтами

На балки перекрытия настелили фанеру в два слоя, для звукоизоляции (чтобы шаги сверху не были слышны) в перекрытие постелили минеральную вату (рис. 7).

Рис. 7. На фото виден настил фанеры, под которой уложена минвата

Рис. 7. На фото виден настил фанеры, под которой уложена минвата

Про сопутствующие работы

Устройство в квартире второго уровня потребовало еще вмешательства в конструкцию квартиры. Так как квартира находится на последнем этаже, под крышей, ограждающей конструкцию сверху, является не бетонное перекрытие, а стропила, деревянная обрешетка, теплоизоляция, ветро-, гидрозащитные и пароизоляционные мембраны, а также металл кровельного покрытия.

В качестве теплоизоляции в этом доме использовался материал эковата – мелко измельченная целлюлоза, а если быть точным, макулатура, старые газеты. Материал, может быть и хороший, ничего не могу сказать. Но в данном случае, он явно был уложен с нарушениями, потому что перестал иметь плотную структуру. Молотую целлюлозу пропитывают специальным составом и сильной струей воздуха задувают. Пропитка склеивает частицы,E0 воздух спрессовывает их в плотный слой. В данном случае, утеплитель висел между досками обрешетки рыхлыми подушками, которые держались только за счет подшитой снизу пароизоляции. В некоторых местах теплоизолятор был мокрым. Поэтому его было решено заменить на всем участке крыши над квартирой на два слоя пенопласта толщиной 100 мм. Общая толщина утеплителя – 200 мм.

Прочие конструкции

Верхняя часть металлического опорного столба была зашита в короб из гипрока. Ниже перекрытия металлический столб зашили деревянным каркасом с пенопластом, чтобы предотвратить образование конденсата. (рис. 8) и облицевали деревянными панелями (рис. 9).

Рис. 8. Каркас с пенопластом

Рис. 8. Каркас с пенопластом

Рис. 9. Отделка деревянными панелями

Рис. 9. Отделка деревянными панелями

Из гипсокартона был сделан и короб на потолке, по вырезу перекрытия. Этот короб скрывает воздуховод приточной вентиляции (рис. 10).

Рис. 10. На фото - гипсокартонный короб

Рис. 10. На фото - гипсокартонный короб

Кроме этих конструкций, в коробе из гипрока скрывается труба дымохода камина, расположенного на первом этаже, а также труба тепловода камина (рис. 11).

Рис. 11. Короб скрывает коммуникации

Рис. 11. Короб скрывает коммуникации

Отделка

После того, как основные монтажные работы были завершены, началась отделка.

Полы

Полы в спальне на антресоли сделали из шпунта лиственницы и покрыты лаком. (рис. 12) На антресоли, кроме спальни, получилось выделить еще и помещение душевой. На всей площади антресоли – и в спальне, и в душевой комнате, полы деревянные, из лиственницы. Весь пол первого уровня отделан натуральным камнем.

Потолки

Наклонный потолок спальни, впрочем, как и во всей квартире, отделан обыкновенной вагонкой (рис. 13).

Рис. 13. Отделка потолка вагонкой

Рис. 13. Отделка потолка вагонкой

В качестве декоративного покрытия использовался акриловый белый лак. На дереве он выглядит не ослепительно белым, а немного бежево-розоватым. Сквозь лак остается видна текстура древесины. Вагонка в качестве отделочного материала была выбрана по трем причинам.

  1. Первая – чтобы поддержать дизайнерскую концепцию «загородного дома».
  2. Вторая причина была вполне утилитарной: планировка такова, что в большей части потолка, из-за того, что он наклонный, поверхности потолка можно коснуться рукой. Поэтому, делать его обычным – обречь на быстрое загрязнение. А деревянный потолок, если он запачкается, можно просто помыть.
  3. Третья причина – каркас для монтажа гипсокартона «съест» много драгоценного места. Обрешетник для вагонки гораздо более компактный. Еще про потолки: потолок получившейся гостиной и прихожей – пространство под антресолями, также деревянный. Для него использовалась фанера, также покрытая белым лаком.

Стены

Стен в спальне получилось не много. Всего две. С наружной стороны антресоли ограждаются деревянной решеткой. Такое решение позволило локализовать пространство спальни и в тоже время не закрыть его глухой стеной, что в условиях небольшой площади, низкого наклонного потолка и отсутствия естественного освещения превратило бы помещение на антресоли в глухой и неуютный шкаф.

Торцевая треугольная стена отделана фактурной штукатуркой и покрашена в очень светлый цвет. Финишное покрытие – прозрачный слой перламутровой лазури, делает поверхность стены более богатой по тону. Такую же отделку имеют конструкции из гипсокартона на антресоли и покрытие большей части стен первого этажа.

Самая большая часть стен спальни отделана тканью с рисунком в виде старинных роз (рис. 14).

Рис. 14. Отделка стен тканью

Рис. 14. Отделка стен тканью

Ткань для отделки стены использована самая обычная – она продается в магазине для пошива постельного белья – поплин из 100%-го хлопка. Так как ткань предназначена для постельного белья, у нее очень удачная ширина – 2,2 метра. Поэтому полотна хватило без швов от пола антресоли до потолка – высота антресоли в самой высокой части – 2 метра.

Ткань приклеивается обычным обойным клеем, хорошо держится. Клей для обоев, даже пропитывая ткань насквозь, не оставляет на ней после высыхания следов. А поверхность не получается покрытой пленкой: после высыхания при прикосновении ощущается текстура ткани. Если не слишком усердствовать, такое покрытие можно мыть влажной тряпкой. Учитывая, что таким образом отделана спальня, сильно запачкаться стенам не грозит. А в обычных случаях стены можно убирать при помощи пылесоса.

Изголовье кровати представляет собой настенное панно и одновременно отделку стены (рис. 15).

Рис. 15. Изголовье

Рис. 15. Изголовье

Панно сделано из 12 квадратов фанеры, окрашенной таким же полупрозрачным акриловым лаком, как и потолок. Только в данном случае, лак колерован не в белый, а в синий цвет. Листы фанеры наклеены прямо на стену, а швы перекрыты деревянными рейками. Панно-изголовье выделено на стене пилястрами – небольшими выступами. Кроме пространственно-планировочного значения – выделения зоны кровати, одна из пилястр «дырку на обоях закрывает» - несет вполне утилитарную роль: под ней скрывается часть металлического ригеля стропил, которую невозможно было удалить.

Про мебель и свет

Кроме кровати, в этой небольшой спальне не планировалось никакой мебели. Стандартная кровать не вписывалась и не помещалась. Поэтому кровать была сделана прямо на объекте. Она представляет собой деревянный подиум, на котором лежит матрас (рис. 16).

Рис. 16. Кровать, состоящая из матраса, который лежит на подиуме

Рис. 16. Кровать, состоящая из матраса, который лежит на подиуме

Хотя это не совсем так: деревянный подиум скрывает стандартное металлическое основание кровати с деревянными ламелями. Матрас вполне обычный, двуспальный. А в качестве изголовья выступает уже описанное выше деревянное панно. Конструкция подиума из березового мебельного щита толщиной 40 мм, окрашена таким же лаком, как и панно-изголовье на стене – синего цвета.

Еще из мебели в спальне – деревянные полки в нише, образованной выступом короба каминной трубы и коробом, в котором находится воздуховод вентиляции. За кроватью находится рундук – ящик, открывающийся вверх. Одна часть рундука предназначена для вещей. Туда можно сложить дополнительные подушки и одеяла. Вторая часть, выглядящая также, скрывает в себе вентилятор каминной вытяжки, которая находится в перекрытии антресоли над камином. А труба от нее проходит под кроватью в вентканал в стене за синим панно.

Свет в спальне – два светильника на потолке над кроватью. Включаются отдельно, выключатели выведены на пилястры.

Еще один источник света, который можно использовать в спальне – один из светильников над лестницей. Его плафон, как большая хрустальная ваза, стоит на перилах ограждения лестницы.

Кроме того, через решетку ограждения в спальню попадает свет от двух люстр в гостиной на первом этаже: они висят как раз напротив решетки. И обе люстры, и два светильника над лестницей имеют двойное управление через проходные выключатели включить осветительный прибор можно внизу, а выключить – наверху, поднявшись в спальню по лестнице (рис. 17).

Рис. 17. Ограждения и освещение

Рис. 17. Ограждения и освещение

Каждый из этих светильников включается отдельно: можно включить левую или правую люстру, или обе сразу. Также включаются и два бра над лестницей.

Над диваном, который стоит под перекрытием антресоли, имеется три потолочных светильника.

Вот такой получился второй этаж. Площадь квартиры увеличилась почти на двадцать метров, а количество помещений однокомнатной квартиры-студии достигло восьми. Правда, настоящими помещениями, со всех сторон ограниченными стенами, из них можно считать только туалет на первом этаже и душевую на втором. А холл, кухня, столовая, кабинет, гостиная и спальня представляют собой единое пространство, зонированное мебелью, различной отделкой и конструкциями типа лестницы и лестничного ограждения. Последняя фотография (рис. 18) сделана примерно с того же ракурса, что и первая, до начала работ. Можно сравнить, как было и как стало.

Рис. 18. Результат работы

Рис. 18. Результат работы

Этот объект, на мой взгляд, демонстрирует, что при тщательном подходе к проектированию можно добиться значительных результатов в формировании даже небольшого пространства.